Точка роста: новое событие

Выступление учителя биологии МКОУ Есиплевской СОШ на тему «Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по биологии с использованием оборудования центра «Точка роста»
Основное направление работы центра «Точка Роста» - расширение возможностей обучающихся в освоении учебных предметов естественно-научной и технологической направленности, а также практической отработки учебного материала по учебным предметам «Химия», «Биология», «Физика». Уже разработаны программы дополнительного образования на базе школ, для которых свойственно единство учебных и воспитательных мероприятий. Кроме того, центр может выступать в роли общественного пространства для развития функциональной грамотности, творческой, проектной деятельности и другой познавательной и социальной активности учеников школы, учителей, родителей.
Центр «Точка Роста» оснащен профильным комплектом оборудования для изучения естественно-научной и технологической направленности. Целями деятельности является обеспечить доступность освоения школьниками основных и дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технологической направленностей.
Огромным преимуществом работы центра стало то, что дети получили возможность изучать предметы «Физика», «Химия», «Биология» на новом учебном оборудовании.
В обучении биологии и химии большое значение имеет эксперимент.
В прошлом учебном году с ребятами освоили оборудование по экологии Робиклаб. В этот набор входят датчики, которые предназначены для проведения опытов и экспериментов в рамках школьной программы с использованием современных технологий. Большой интерес вызвал мультидатчик. Он позволяет одновременно измерять несколько параметров для проведения эксперимента. Мультидатчик включает в себя:
-датчик относительной влажности;
-датчик освещённости;
-датчик уровня рН;
-датчик концентрации нитрат-ионов (Например, свежеизмельченные листья покупного салата и комнатных растений можно проверить датчиком, сравнить полученные результаты, сделать выводы о концентрации нитратов в покупных овощах и выращенных на подоконнике в классной комнате);
-датчик ионов хлора;
-датчик температуры исследуемой среды;
-датчик электрической проводимости;
-датчик температуры окружающей среды.
Все датчики подключаются быстро, учитель не теряет время на установку и калибровку. Данные исследования выводятся на экран.
По экологии предлагается 20 работ:
-Измерение влажности воздуха;
-Измерение концентрации кислорода в воздухе;
-Освещённость, как экологический фактор;
-Определение кислотности почв;
-Определение мутности воды;
-Дыхание семян и другие.
При знакомстве с новым оборудованием очень помогли два методических пособия:
- П.И. Беспалов, М. В. Дорофеев «Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленности по химии с использованием оборудования центра «Точка роста» 8-9 класс».
- В.В. Буслаков, А.В. Пынеев «Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленности по биологии с использованием оборудования центра «Точка роста» 5-9 класс».
В данном методическом пособии учителю предлагается поурочное планирование с указанием использования оборудования. Например, в теме «Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы» запланирована лабораторная работа «Оценка качества окружающей среды». В графе «Использование оборудования» указывается цифровая лаборатория по экологии (датчики влажности, углекислого газа и кислорода). Каждая лабораторная работа подробно изложена, поставлены проблемные вопросы для обучающихся.
Например, в 8 классе в курсе «Биология» мы проводим лабораторные работы по теме «Роль кожи в терморегуляции». Используя оборудование «Точка роста», выполняется лабораторная работа «Выделительная и терморегуляторная функция кожи». Цель работы: исследовать терморегуляторную функцию кожи, выявить зависимость интенсивности потоотделения от температуры окружающей среды. На кисть руки вместе с датчиком температуры и влажности надевается целлофановый пакет, завязывается на запястье и подставляется под включенную настольную лампу. Эксперимент длится 5-6 минут. Датчики фиксируют увеличение температуры руки.
Детям предлагается решить задачу. А знаете ли вы, сколько тепла образуется в теле человека за один час? Столько, что хватит, чтобы вскипятить 1 л ледяной воды. И если бы тело вместо кожи было покрыто непроницаемым для тепла футляром, то уже через час температура тела поднялась бы примерно на 1,5 градуса, а часов через сорок достигла бы точки кипения воды.
- Почему повышается температура в пакете в ходе эксперимента?
- Почему повышается влажность в пакете?
- Почему летняя одежда делается из натуральных, а не синтетических тканей? Ответы на данные вопросы дают дети.
Например, на уроке химии, обучающиеся выполняют лабораторный опыт «Определение рН в разных средах». Цель работы: сформировать представление о шкале рН. Перечень датчиков цифровой лаборатории: датчик рН. Материалы и реактивы: растворы хлороводорода HCl и гидроксида натрия NaOH, водопроводная вода, соки, минеральная вода, растворы стиральных порошков, экстракты чая и кофе.
Детям предлагается решить задачу. Хозяйки давно приметили и используют свойство свекольного отвара. Чтобы борщ был ярко-красным, в него перед окончанием варки добавляют немного пищевой кислоты – уксусной или лимонной. Цвет меняется буквально на глазах. Объясните это явление.
Анализируя результаты проведённых опытов, учащиеся убеждаются в том, что те или иные теоретические представления соответствуют или противоречат реальности. Только осуществляя биологический или химический эксперимент можно проверить достоверность прогнозов, сделанных на основании теории. В процессе экспериментальной работы учащиеся приобретают опыт познания реальности, являющийся важным этапом формирования у них убеждений, которые, в свою очередь, составляют основу научного мировоззрения.
Кроме того, в данных методических пособиях предложены типы и примеры заданий, которые:
• ориентируют учителя в диапазоне контрольных измерительных материалов по курсу, помогают разнообразить задания тренировочного, контрольного и дополнительного модулей, как интерактивного видео-урока, так и традиционного урока в рамках классно-урочной системы;
• учитывают возможности усвоения материала, с точки зрения его дифференциации для различных категорий обучающихся, разного уровня изучения предмета, возрастных особенностей младших школьников, а также мотивационного и психоэмоционального компонентов уроков;
• позволяют отрабатывать навыки, закреплять полученные знания и контролировать результаты обучения, как в ходе каждого урока, так и в рамках итогового урока по материалу раздела.
Авторы предлагают технологические карты уроков по темам с применением цифрового оборудования.
Реализация указанных целей возможна при оснащении школьного кабинета биологии, химии современными приборами и оборудованием. Используя это оборудование в нашей школе позволяет качественно изменить процесс обучения биологии, химии.
Количественные эксперименты позволяют получать достоверную информацию о протекании тех или иных химических процессах, о свойствах веществ.
На основе полученных экспериментальных данных обучаемые самостоятельно делают выводы, обобщают результаты, учатся выявлять закономерности и это конечно способствует повышению мотивации обучения школьников.
Так на уроках биологии и химии стало возможно полностью осуществлять всю практическую часть ФГОС ООО.
При подготовке к переходу на обновлённый ФГОС, составила программу по «Окружающему миру» для 1- 4 класса. В 3 и 4 классах в разделе «Человек и природа» есть темы «Вода. Свойства и состояния воды». Целесообразно проводить такие уроки в центре «Точка роста».
Биологические наблюдения и эксперимент проводятся в форме лабораторных работ и демонстраций, и это стало возможным благодаря цифровым лабораториям.
Заключение: Таким образом, материально-техническая база центра «Точка Роста» включает в себя цифровые лаборатории, наборы классического оборудования для проведения биологического практикума, в том числе с использованием микроскопов. Обучающиеся с большим интересом применяют данное оборудование на уроках биологии и в проектно-исследовательской деятельности. Учащиеся выполняют и смогут выполнить множество лабораторных работ и экспериментов по программе основной школы.
Использование оборудования центра «Точка роста» при реализации программ позволяет создать условия:
• для расширения содержания естественно- научного образования;
• для повышения познавательной активности обучающихся в естественно-научной области;
• для развития личности ребенка в процессе обучения биологии, химии и физики его способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей;
• для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности.