МКОУ Есиплевская СОШ
с.Есиплево, Заволжский район, Ивановская область.
  • Точка роста: новое событие

    МКОУ Есиплевская СОШ
    Выступление учителя биологии МКОУ Есиплевской СОШ на тему «Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по биологии с использованием оборудования центра «Точка роста»
    09 декабря пятница, 10:00
    Точка роста: новое событие.

    Выступление учителя биологии МКОУ Есиплевской СОШ на тему «Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по биологии с использованием оборудования центра «Точка роста»

    Основное направление работы центра «Точка Роста» - расширение возможностей обучающихся в освоении учебных предметов естественно-научной и технологической направленности, а также практической отработки учебного материала по учебным предметам «Химия», «Биология», «Физика». Уже разработаны программы дополнительного образования на базе школ, для которых свойственно единство учебных и воспитательных мероприятий. Кроме того, центр может выступать в роли общественного пространства для развития функциональной грамотности, творческой, проектной деятельности и другой познавательной и социальной активности учеников школы, учителей, родителей.

    Центр «Точка Роста» оснащен профильным комплектом оборудования для изучения естественно-научной и технологической направленности. Целями деятельности является обеспечить доступность освоения школьниками основных и дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технологической направленностей.

    Огромным преимуществом работы центра стало то, что дети получили возможность изучать предметы «Физика», «Химия», «Биология» на новом учебном оборудовании.

    В обучении биологии и химии большое значение имеет эксперимент.

    В прошлом учебном году с ребятами освоили оборудование по экологии Робиклаб. В этот набор входят датчики, которые предназначены для проведения опытов и экспериментов в рамках школьной программы с использованием современных технологий. Большой интерес вызвал мультидатчик. Он позволяет одновременно измерять несколько параметров для проведения эксперимента. Мультидатчик включает в себя:

    -датчик относительной влажности;

    -датчик освещённости;

    -датчик уровня рН;

    -датчик концентрации нитрат-ионов (Например, свежеизмельченные листья покупного салата и комнатных растений можно проверить датчиком, сравнить полученные результаты, сделать выводы о концентрации нитратов в покупных овощах и выращенных на подоконнике в классной комнате);

    -датчик ионов хлора;

    -датчик температуры исследуемой среды;

    -датчик электрической проводимости;

    -датчик температуры окружающей среды.

    Все датчики подключаются быстро, учитель не теряет время на установку и калибровку.  Данные исследования выводятся на экран.

    По экологии предлагается 20 работ:

    -Измерение влажности воздуха;

    -Измерение концентрации кислорода в воздухе;

    -Освещённость, как экологический фактор;

    -Определение кислотности почв;

    -Определение мутности воды;

    -Дыхание семян и другие.

    При знакомстве с новым оборудованием очень помогли два методических пособия:

    1. П.И. Беспалов, М. В. Дорофеев «Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленности по химии с использованием оборудования центра «Точка роста» 8-9 класс».
    2. В.В. Буслаков, А.В. Пынеев «Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленности по биологии с использованием оборудования центра «Точка роста» 5-9 класс».

    В данном методическом пособии учителю предлагается поурочное планирование с указанием использования оборудования. Например, в теме «Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы» запланирована лабораторная работа «Оценка качества окружающей среды». В графе «Использование оборудования» указывается цифровая лаборатория по экологии (датчики влажности, углекислого газа и кислорода). Каждая лабораторная работа подробно изложена, поставлены проблемные вопросы для обучающихся.

    Например, в 8 классе в курсе «Биология» мы проводим лабораторные работы по теме «Роль кожи в терморегуляции». Используя оборудование «Точка роста», выполняется лабораторная работа «Выделительная и терморегуляторная функция кожи». Цель работы: исследовать терморегуляторную функцию кожи, выявить зависимость интенсивности потоотделения от температуры окружающей среды. На кисть руки вместе с датчиком температуры и влажности надевается целлофановый пакет, завязывается на запястье и подставляется под включенную настольную лампу. Эксперимент длится 5-6 минут. Датчики фиксируют увеличение температуры руки.

    Детям предлагается решить задачу.  А знаете ли вы, сколько тепла образуется в теле человека за один час? Столько, что хватит, чтобы вскипятить 1 л ледяной воды. И если бы тело вместо кожи было покрыто непроницаемым для тепла футляром, то уже через час температура тела поднялась бы примерно на 1,5 градуса, а часов через сорок достигла бы точки кипения воды.

    1. Почему повышается температура в пакете в ходе эксперимента?
    2. Почему повышается влажность в пакете?
    3. Почему летняя одежда делается из натуральных, а не синтетических тканей? Ответы на данные вопросы дают дети.

    Например, на уроке химии, обучающиеся выполняют лабораторный опыт «Определение рН в разных средах». Цель работы: сформировать представление о шкале рН. Перечень датчиков цифровой лаборатории: датчик рН. Материалы и реактивы: растворы хлороводорода HCl и гидроксида натрия NaOH, водопроводная вода, соки, минеральная вода, растворы стиральных порошков, экстракты чая и кофе.

    Детям предлагается решить задачу.  Хозяйки давно приметили и используют свойство свекольного отвара. Чтобы борщ был ярко-красным, в него перед окончанием варки добавляют немного пищевой кислоты – уксусной или лимонной. Цвет меняется буквально на глазах. Объясните это явление.

    Анализируя результаты проведённых опытов, учащиеся убеждаются в том, что те или иные теоретические представления соответствуют или противоречат реальности. Только осуществляя биологический или химический эксперимент можно проверить достоверность прогнозов, сделанных на основании теории. В процессе экспериментальной работы учащиеся приобретают опыт познания реальности, являющийся важным этапом формирования у них убеждений, которые, в свою очередь, составляют основу научного мировоззрения.

    Кроме того, в данных методических пособиях предложены типы и примеры заданий, которые:

    • ориентируют учителя в диапазоне контрольных измерительных материалов по курсу, помогают разнообразить задания тренировочного, контрольного и дополнительного модулей, как интерактивного видео-урока, так и традиционного урока в рамках классно-урочной системы;

    • учитывают возможности усвоения материала, с точки зрения его дифференциации для различных категорий обучающихся, разного уровня изучения предмета, возрастных особенностей младших школьников, а также мотивационного и психоэмоционального компонентов уроков;

    • позволяют отрабатывать навыки, закреплять полученные знания и контролировать результаты обучения, как в ходе каждого урока, так и в рамках итогового урока по материалу раздела.

    Авторы предлагают технологические карты уроков по темам с применением цифрового оборудования.

    Реализация указанных целей возможна при оснащении школьного кабинета биологии, химии современными приборами и оборудованием. Используя это оборудование в нашей школе позволяет качественно изменить процесс обучения биологии, химии.

    Количественные эксперименты позволяют получать достоверную информацию о протекании тех или иных химических процессах, о свойствах веществ.

    На основе полученных экспериментальных данных обучаемые самостоятельно делают выводы, обобщают результаты, учатся выявлять закономерности и это конечно способствует повышению мотивации обучения школьников.

    Так на уроках биологии и химии стало возможно полностью осуществлять всю практическую часть ФГОС ООО.

    При подготовке к переходу на обновлённый ФГОС, составила программу по «Окружающему миру» для 1- 4 класса. В 3 и 4 классах в разделе «Человек и природа» есть темы «Вода. Свойства и состояния воды». Целесообразно проводить такие уроки в центре «Точка роста».

    Биологические наблюдения и эксперимент проводятся в форме лабораторных работ и демонстраций, и это стало возможным благодаря цифровым лабораториям.

    Заключение: Таким образом, материально-техническая база центра «Точка Роста» включает в себя цифровые лаборатории, наборы классического оборудования для проведения биологического практикума, в том числе с использованием микроскопов. Обучающиеся с большим интересом применяют данное оборудование на уроках биологии и в проектно-исследовательской деятельности. Учащиеся выполняют и смогут выполнить множество лабораторных работ и экспериментов по программе основной школы.

    Использование оборудования центра «Точка роста» при реализации программ позволяет создать условия:

    • для расширения содержания естественно- научного образования;

    • для повышения познавательной активности обучающихся в естественно-научной области;

    • для развития личности ребенка в процессе обучения биологии, химии и физики его способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей;

    • для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie